Конспекты уроков

«История гимна России»

Цель урока: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе.
Задачи урока:
образовательные:
-показать становление гимна России как символа государства;
развивающие:
-развитие интереса к истории России;
-формирование уважения к символам государства;
-расширение кругозора учащихся о государственной символики России;
-развитие навыков исполнения гимна;
воспитательные:
-воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства;
Методы:
-рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности;
-сообщения учеников;
-работа учащихся с наглядным материалом (тексты гимнов)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, аудиофрагменты гимнов.
Ход урока
Учитель музыки: - сегодня мы будем говорить об одном из государственных символов России гимне. Что такое гимн?
Учащиеся: - музыкальное произведение торжественного характера, прославляющее правителя, страну.
Уч. муз.: - правильно. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.
История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность - гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей. Но это были сугубо церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах, в таких песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда - страна и её предводители.
Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце Х в. В "Повести временных лет" говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа.

     Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Но известно, что в период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор "государевых певчих дьяков". В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.
   Первое появление на Руси светских музыкальных произведений официально-гимнического характера. наблюдается в начале 18-го века во времена правления Пётра I С Указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Пётр I принял на себя титул "Императора и Самодержца Всероссийского", а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания российского Государственного Гимна.
1 уч: Одно из популярных произведений, которое стало восприниматься, как своеобразный музыкальный символ могущества России это - "Марш Лейб-гвардии Преображенского полка", созданный в 20-е-30-е годы 18 века неизвестным автором. В его напеве соединены интонации петровских кантов и прусского марша. Первый текст на музыку "Преображенского марша", сочинён в 1805 году, начинался словами "Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!" Позже, уже во второй половине 19-го века, появился другой текст, начинавшийся словами "Знают турки нас и шведы". "Преображенский марш" никогда не был Государственным Гимном России. Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов. А к концу 19-го века он стал главным маршем Российской Империи.
Уч.муз.: В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. Во время царствования императрицы Екатерины II (1762-1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображение придворными празднествами в их честь, композитором О. И. Козловским на стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез "Гром победы раздавайся". Иногда его именовали по припеву - "Славься сим, Екатерина!". Впервые он был исполнен в 1791 г. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника.
2 уч.: По обычаям того времени полонез служил первым танцем, с которого начинался придворный бал. Для каждого бала создавался новый полонез и исполнялся он лишь однажды - на следующем балу должен был звучать уже новый. Но "Гром победы" оказался слишком сильным произведением и, исполнив его один раз, забыть данный полонез навсегда оказалось невозможно.
Уч.муз.:В последующие годы "Гром победы" стал звучать в ответственные моменты важнейших придворных церемоний. (исполнялся он и в войну 1812 г., но уже с другими словами: "Гром оружий, раздавайся!. Раздавайся трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас!") Государственным гимном "Гром победы" не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что "Гром победы" стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном.
3 уч.:С воцарением императора Павла I полонез "Гром победы" надолго исчезает из музыкального обихода России. Господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Главной задачей своего царствования Павел I считал установление в России порядка и строгой дисциплины.
Уч..муз.:В своей реформаторской деятельности Павел I не упускал из виду ни больших, ни малых проблем. В частности, им была основательно переработана и строго установлена система воинских и государственных церемоний. Важнейшим событием церемоний императорской России было появление на них государя императора. Появление монарха говорило, что происходят события государственной важности, и что настал их самый ответственный, кульминационный момент. Поэтому, появление императора должно было организовываться особенно зримо и торжественно. Сигналом, который известит всех, что сейчас состоится выход монарха, могла стать только музыка, и не простая музыка, а совершенно особое музыкальное произведение, величественное, торжественное и исполняемое всегда, но только в одном случае - для встречи императора. Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта и одновременно важного чиновника, куратора Московского Университета, действительного тайного советника М.Н. Хераскова.
В течение XIX в. гимн "Коль славен" непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов.
Все вышеназванные произведения гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.
4 уч.: В XIX веке потребность в Государственном Гимне Российской Империи стала очевидной. И вскоре Россия обрела музыкальный символ государственности.
После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз - России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы.
Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном был избран Гимн Великобритании.
Уч.муз.:В 1816 году Александр I повелел исполнять в России английский гимн как государственный. Автор - английский поэт и композитор Генри Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский (В 1815 г. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием "Молитва русских", посвященное Александру I.). Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами - "Боже, Царя храни!" С текстом Жуковского "Молитва русских" английский гимн был музыкально-поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по 1833 год.
Первый официальный гимн Российской империи был создан при императоре Николае I. (В 1833 г. император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай I, занявший престол после смерти Александра I, был патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа. Он был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Именно поэтому Николай I не желал воспринимать в качестве государственного гимна иностранную музыку и повелел, чтобы новый гимн был создан русскими композиторами в российских музыкальных традициях).
Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один - М.И. Глинку. (Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского "Молитва русского народа").
5 уч.: Первое публичное исполнение "Молитвы русского народа" состоялось в Москве 11 декабря 1833 г. Произведение должно было служить финалом большого музыкального спектакля, причем в афишах ни словом не упоминалось о том, что "Молитва русского народа" создана авторами по заданию царя в качестве нового государственного гимна России. Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра. (Вот как описывала на следующий день первое представление "Молитвы русского народа" одна из московских газет: "Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала "ура", а потом "форо" загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена".)
6 уч.: Повторное исполнение "Молитвы русского народа" 14 декабря вызвало еще более восторженные отзывы. Узнав о них, Николай I принял решение об официальном утверждении нового гимна: 25 декабря 1833 г. гимн впервые прозвучал на государственной церемонии. 31 декабря - в последний день 1833 г. - был официально отдан приказ по войскам гвардии, которым "Молитва русского народа" под новым названием "Боже, царя храни!" официально утверждалась в качестве российского государственного гимна
Уч.муз.: В 1908 г. было торжественно отпраздновано 75-летие "Молитвы русского народа". Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". "Боже, царя храни!", величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён.
Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась "Марсельеза".
7 уч.: Решающим фактором в выборе "Марсельезы" было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам: шла Первая Мировая война, основная тяжесть которой лежала на России и Франции. Новое правительство России нуждалось в зарубежной поддержке, а это было возможно только в том случае, если Россия не откажется от своих союзнических обязательств, и будет продолжать воевать с Германией. Временное правительство официально подтвердило иностранным государствам готовность продолжать войну, но, не удовольствовавшись этим, поспешило продемонстрировать свою верность союзникам и на символическом уровне, избрав в качестве государственного гимна национальную песнь союзницы-Франции.
Уч.муз.: В России "Марсельеза" известна еще со времен Наполеоновских войн, но популярной стала в середине XIX в. Интересно, что "Марсельеза", которую революционеры стали считать своим символом, очень мало похожа на французский государственный гимн. Музыка российского варианта "Марсельезы" была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.
"Марсельеза" оставалась российским государственным гимном недолго - в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы - и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики - новым гимном России стал "Интернационал".
8 уч.: Датой официального утверждения "Интернационала" в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда "Интернационал" был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима - Всероссийского съезда советов. (Текст "Интернационала" был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер Русский перевод "Интернационала" написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.)
Уч.муз.: С русским переводом "Интернационала" произошла та же история, что и с "Марсельезой" - он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал.
В 1922 г., после создания Союза Советских Социалистических Республик, "Интернационал" был переутвержден как гимн нового государства. ("Интернационал" как государственный гимн - уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся.) "Интернационал" был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание.

Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые коммунистические и интернационалистические взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага.
Процесс отразился и на замене "Интернационала" новым Государственным гимном СССР.
9 уч.: В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе - как и любые решения в СССР в то время - принимал только один человек - руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. Эль-Регистаном.
Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г.
Уч.муз.: Новый гимн СССР стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Но в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. (Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов - только музыка первого куплета и припева.
Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х гг. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя ("Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил"). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.
В 1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая "нас к торжеству коммунизма ведёт". С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.
10 уч.: Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. В конце 1993 года указом Президента Б.Н. Ельцина в качестве гимна РФ была утверждена мелодия "Патриотической песни" М.И. Глинки. Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно.
 Уч.муз: "Патриотическая песнь" была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Несколько иначе принимали "Патриотическую песнь" в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней.

"Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет.
После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.
 
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей на уроках музыки
 
Цель:
закрепить знания учащихся о построении музыки в форме рондо;
дать понятие романса, познакомить учащихся с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна"
развивать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;
воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование:
магнитофон,
аудиокассета,
портреты А.П.Бородина и Д.Б.Кабалевского,
ложки,
бубны,
трещотки,
металлофон,
наглядное пособие,
кружочки.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Целеполагание.

Ученики слушают песню "Зачем нам выстроили дом?" Д.Б. Кабалевского в исполнении учителя.

Затем учитель задаёт вопрос:

- Определите характер музыки.

Ученик:

- Музыка по характеру различная: то она спокойная, грустная, печальная, то более быстрая, весёлая.

Учитель:

- Хорошо. Ты правильно определил характер музыки. А сколько в ней частей?

Ученики:

- Пять частей.

Учитель:

- Правильно, ребята!

- Как они чередовались? Повторялась ли какая-то одна, главная часть?

Учащиеся говорят, что главная тема звучала три раза, а между её проведениями были два разных эпизода. Учитель использует наглядность. Он показывает ученикам рисунки, помогающие лучше понять построение формы рондо.

Учитель:

- Да, вы правильно заметили, что главная мелодия чередуется с новой, другой музыкой, а в целом образуется новая форма.

- Как же она называется? Мы знакомились с ней на прошлом уроке.

Учащиеся определяют, что это форма рондо.

Учитель:

- Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Учащиеся формулируют цель урока:

- Сегодня на уроке мы должны больше узнать о произведениях, написанных в форме рондо. Мы будем знакомиться с ними, слушать и разучивать их.

Учитель дополняет ответы учащихся:

- Молодцы, ребята! Мы, действительно, познакомимся с произведением, построенным в форме рондо, послушаем его. Это романс А. П. Бородина "Спящая княжна". А также разучим песню "Зачем нам выстроили дом?", которую вы уже сегодня слышали. Написал её композитор Д. Б. Кабалевский. (Показывает учащимся портрет композитора.)

- У каждого из вас на парте лежат три кружочка. Они нужны будут нам в конце урока при подведении итогов.

III. Этап закрепления знаний.

1. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни "Зачем нам выстроили дом?" Д.Б. Кабалевского.

Учащиеся слушают первый куплет песни в исполнении учителя. Затем учитель чётко и внятно произносит текст и разучивает куплет по фразам.

Он обращает внимание на чёткое слово, скачки, паузы, пение на опоре, на дыхании, развитие во фразе. Учащиеся под руководством учителя исполняют первый куплет песни.

Учитель:

- На следующем уроке мы продолжим работу с этой песней. А сейчас послушайте музыку.

2. Учитель исполняет мелодию "В гостях у сказки".

Учитель:

- О чём вам напомнила эта музыка?

Ученик:

- Она какая-то сказочная, таинственная, кажется, что произойдут какие-то чудеса.

Учитель:

- Замечательно. Молодец!

- Куда мы с вами, ребята, попали?

Учащиеся:

- Мы попали в сказку.

Учитель:

- Хорошо. Сказочный сюжет, ребята, в своих произведениях использовали многие композиторы. Сюжет сказки "О мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина использовал в своём произведении замечательный русский композитор А.П.Бородин.

Учитель:

- Хотите ли вы, хотя бы на некоторое время, стать композиторами?

Ученики:

- Конечно, хотим! Это очень интересно!

Учитель:

- Давайте вместе с композитором попробуем написать музыкальное произведение.

3. Игра "Мы композиторы".

Учитель читает начало романса:

Спит, спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном.
Спит под кровом тёмой ночи,
Сон сковал ей крепко очи.

Учитель:

- Какую бы вы написали музыку к этому фрагменту, где я читала спокойно, неторопливо?

Учащиеся:

- Музыка, которую бы мы написали к этому фрагменту, была бы мягкой, спокойной, напевной.

Учитель читает ещё один фрагмент:

Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой,
И промчался над княжной.

Учитель:

- Изменится ли характер музыки в этой части?

Учащиеся:

- Да, характер этой части будет сильный, могучий.

Учитель:

- А какую форму вы избрали бы для сочинения музыки на эти слова, если были бы композиторами?

Учащиеся:

- Мы избрали бы форму рондо.

Учитель:

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы предположили. Послушаем романс А.П. Бородина "Спящая княжна".

4. Слушание романса "Спящая княжна".

Учитель:

- Романс - это произведение для голоса с инструментальным сопровождением (чаще всего фортепианным). Запись определения романса в тетрадь.

- Слушая романс А.П.Бородина "Спящая княжна", посмотрим, использует ли форму рондо композитор?

Учащиеся слушают романс, записанный на аудиокассете.

Учитель:

- Мы с вами послушали романс А.П.Бородина. В какой форме он написан?

Учащиеся:

- Романс написан в форме рондо.

Учитель:

Молодцы, ребята!

5. Сообщение учителем биографических сведений о композиторе А.П.Бородине.

(Учитель показывает портрет композитора).

Родился Александр Порфирьевич в 1833 году в Петербурге. Ещё в детстве научился играть на флейте, фортепиано и на виолончели. Отличался особой музыкальностью. Но будущую профессию не связывал с музыкой. Он окончил Медико-хирургическую академию. А вечера посвящал своему любимому занятию - музыке. Бородин всегда удивлял своих товарищей умением играть без нот, на память. В творчестве Бородина нашли глубокое выражение чувство любви к родине, осознание духовной мощи русского народа, свободолюбия. Русское богатырское, эпическое и есть в первую очередь "бородинское" в музыке. При этом сила народа у Бородина всегда одухотворённая и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. С эпосом у Бородина гармонично сочетается лирика. В целом музыка Бородина подобна летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы. Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских, советских и зарубежных композиторов 19-20 веков. Он создавал один за другим лучшие свои романсы и песни. И вот одним из таких является романс "Спящая княжна".

6. Работа с произведением "Камаринская".

Учитель:

- А сейчас послушайте одно интересное произведение.

Слушание "Камаринской".

Учитель:

- Какая музыка была по характеру?

Ученик:

- Эта музыка танцевальная, задорная, весёлая.

- А какие изменения вы услышали в музыке?

Учащиеся отвечают, что одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.

Учитель:

- Мы с вами послушали произведение, которое называется "Камаринская". Оно написано в форме вариаций. Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.

Запись определения вариаций в тетрадь.

Учитель:

- А теперь мы вместе с вами попробуем исполнить эти вариации при помощи детских музыкальных инструментов.

Учащиеся по желанию выбирают себе инструменты: бубны, ложки, трещотки, металлофон. Учитель организует детей, помогает им. Дети в сопровождении учителя исполняют "Камаринскую".

IV. Обобщение.

Учитель:

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Учащиеся:

- Мы узнали о том, что такое романс, вариации.

- Узнали о композиторе Бородине, который создал романс "Спящая княжна", используя сюжет сказки А. С. Пушкина.

- Мы больше узнали о произведениях, написанных в форме рондо.

Учитель:

- Чему научились на уроке?

Учащиеся:

- Мы разучили первый куплет песни "Зачем нам выстроили дом?", которая мне понравилась.

- А я научилась отличать произведения, написанные в форме рондо, от других.

- Мы научились исполнять вариации на детских музыкальных инструментах.

Учитель:

- Подведём итог нашей работы и оценим её. Если урок вам очень понравился и вы считаете, что принимали в нём активное участие, поднимите вверх красный кружок. Если вы считаете, что урок был хорошим и вы участвовали в нём, поднимите вверх синий кружок. Если урок вам не понравился и вы не принимали в нём участия, поднимите зелёный кружок.

Учащиеся поднимают вверх кружки разного цвета, оценивая урок и своё участие в нём.

Учитель:

- Урок окончен. Спасибо за совместную работу, ребята!

- До свидания!
 


"Богатство и многообразие музыки разных народов мира" 

Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.

Развивающие:

Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный материал:
Джордж Гершвин, “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, - слушание
Болгарская народная песня “Посадил полынь я”, – слушание.
Музыка В.Мурадели. Слова С.Островского. “Мы будем петь о мире”, – исполнение песни.
Музыка Б. Савельева. Слова Л. Жигалкиной и А. Хайта. “Большой хоровод”,- исполнение песни.
Чешская народная песня “Полька” - слушание, (разучивание 1 куплета для разминки).
Зольтан Кодай. “Чардаш”.

Использование ИКТ:

1. Видеофрагмент: “Музыкальная культура Венгрии”.

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Ход урока.

Организационная часть урока.

1. Музыкальное приветствие “Добрый день”, (по ступеням звукоряда).

2. Учитель сообщает тему урока: “Богатство и многообразие музыки разных народов мира” (Приложение) и читает эпиграф.
“Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех”.

3. Вступительная беседа об особенностях музыкальной культуры разных стран и народов.

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

- Да, это язык музыки.

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

- Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем. Небольшой материал об этом подготовили учащиеся класса.
1. Китай.

-Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.

2. Индия.

-При сочинении музыки индийские музыканты пользуются специальными ритмическими и мелодическими схемами. Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары.

3. Африка.

-Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы.

4. Австралия.

- Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

5. Япония.

- В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

6. Индонезия.

- Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан”. Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

- В США музыка много лет вбирала в себя черты самых разных стилей. Сейчас они играют на скрипках, аккордеонах.

- В европейских странах существует много разных видов народной музыки. Во всём мире символом русской музыки стала балалайка. В швейцарских горах пастухи играют на длинных трубах, называемых альпийскими рогами.

- На островах Карибского моря очень популярны металлические барабаны. Существуют целые ансамбли, играющие на таких барабанах.

- Ближний Восток. Во многих районах Ближнего Востока во время праздников играют на громких духовых инструментах, похожих на гобой. Играя на них, музыканты сильно раздувают щёки.

- Южная Америка. Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длинны, связанных вместе.

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.

Основная часть урока.

1. -На предыдущих уроках мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас послушайте музыкальный фрагмент и вспомните название этого произведения. (дети по звучанию называют уже знакомое им произведение)

Слушание фрагмента “Колыбельная”

- Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение.

- Джордж Гершвин, американский композитор.

(Приложение).

- Послушайте ещё один фрагмент музыкального произведения и также назовите его, и кто является его автором.

Слушание фрагмента болгарская народная песня “Посадил полынь я”.

- Скажите, язык, на котором звучали эти песни вам понятен?

- Нет?

- А можем ли мы, не зная языка определить характер этих песен?

- Да. “Колыбельная” плавная и протяжная, мелодичная, а болгарская песня быстрая, энергичная, шуточная, в ней использован приём скороговорки.

- Это ещё это говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара.

2 . -Ребята отгадайте сейчас загадку:

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня)

3. - Конечно же, ребята мы с вами уже знаем, что каждый народ имеет свои песни, народные и композиторские. Что песня это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Давайте и мы с вами споём уже известную песню в защиту мира на всей земле.

Учитель играет мелодию песни, (дети по звучанию называют её).

Звучит фрагмент песни “Мы будем петь о мире”.

Этапы вокально-хоровой работы:

А). Работа над певческой постановкой корпуса.
Б). Расспевка.
В). Повторение текста всей песни.
Г). Концертное хоровое исполнение песни.

4. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с музыкальной культурой разных стран и народов. Давайте мы отправимся в путешествие в Венгрию.

(Используется диск “Энциклопедия классической музыки”, раздел экскурсии).

5. Одним из известных композиторов Венгрии является Золтан Кодай. (Приложение). Его творчество тесно связанно с жизнью, историей, культурой венгерского народа, отмечено красочностью музыкального языка, высоким профессиональным мастерством.

“Его произведения – откровение венгерской души”

(Бела Барток) – венгерский композитор.

-Сегодня на уроке я познакомлю вас с популярным венгерским танцем Чардаш. Композитор З Кодай использовал этот танец в своей опере про весёлого, умного, хитрого и находчивого парня Яноша.

Слушаем фрагмент “Чардаш” из оперы “Хари Янош” З. Кодая.

6. -Одним из известных народных танцев в Венгрии является также и полька.

Слушание фрагмента чешской народной песни “Полька”.

-Сейчас ребята мы с вами разучим один куплет этой песни и с его помощью проведём разминку.

Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружит танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.

7. Закрепление материала.

Проводится игра. “Исправьте мои ошибки”. (Подготовить плакат, на котором дети стрелками указывают правильные ответы)Джорш Гершвин “Посадил полынь я”
Зольтан Кодай “Полька”
Болгарская народная песня “Чардаш”
Чешская народная песня “Колыбельная”


Итог урока.

1. Совместные выводы учителя и учащихся.

- Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

2. Исполняется песня “Большой хоровод”.
И урок я бы хотела закончить стихотворением.

“В каком бы краю вы, ребята, не жили,
Вас голуби крепкою дружбой сдружили.
Как вестники мира пускай пролетают
Над каждой страной голубиные стаи”.

(А.Митяев)

Или

“Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной”.
 


Весенние праздники. Народное творчество, 3-й класс 
Цели урока:

Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности весенним циклом праздников, с образцами фольклора.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.

Музыкальный материал

Песни для исполнения: «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки» (учебник Н.Царёвой, 3 класс, с.23, 24).

Фонохрестоматия 3 класс, 1 кассета № 12-15: «Весна, где далёко была», «Поле чистое» (качельная), «А мы просо сеяли» (песни весеннего цикла), хор «А мы просо сеяли» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Хороводы: «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли», Чайковский «Времена года» - Март – для игры «Скворцы и кошка».

Иллюстративный материал
А.Коринфский «Народная Русь».
Веточки вербы.
Шапочки скворцов и кошки.
Разноцветные ленты для карусели.

Подготовительный период.Группа детей разучивает игры, песни и движения в хороводах.

Оборудование. Магнитофон, записи песен (аудиохрестоматия к учебнику Н.А.Царёвой «Уроки госпожи мелодии» 3 класс, 1 кассета).

Литература
Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль. 2005.
А. Коринфский «Народная Русь».
Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль. 2005.
Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991. С. 118 – 211, 459-464
Пашнина В.М. А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1 - 4 классов. Ярославль 2005.
Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 3 класс. М., 2003.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных календарных праздников. Помогать мне будут ваши товарищи, которые специально разучили песни и хороводы, относящиеся к весеннему циклу праздников. Но вначале урока давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Повторение пройденного ранее материала
С какими народными праздниками мы познакомились на прошлых уроках? (Рождество, Масленица).
На какое время года приходятся эти праздники? (Зима)

Масленица – это праздник, который народ ассоциировал с проводами зимы, вспомните, что в народных песнях появился элемент гуканья, уханья – призывания весны.

Изучение нового материала

Учитель. И вот наступила долгожданная весна. Как мог неграмотный народ знать, что она наступила?

Ответы детей. Снег начал таять, солнце сильнее припекать, прилетели первые птицы и т.д.

Учитель. Правильно, народ подмечает все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Вспомните, как народ называл месяц январь, и придумайте названия для марта

Ответы детей.

Учитель. Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотёк. Все мы понимаем, что каждое из названий имеет право на существование, ведь народ очень наблюдателен.

Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходится зазывать весну к себе в гости закличками и песнями-веснянками. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту (красивый), и качество (лучший).

Дети исполняют заклички.

Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!

Дети исполняют песню-веснянку.

Учитель. А сейчас послушаем веснянку в исполнении народных певцов. В очередной раз прошу вас обратить внимание на интонацию, манеру исполнения.

«Весна, где далёко была».

Учитель. Попробуйте отгадать мои загадки.
Живёт – лежит, умрёт – бежит. (Снег)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Всю зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег)

Весна – это множество ручейков, которые торопятся попасть в большую реку, а затем доплыть и до моря.

Демонстрация репродукций.

Сейчас мы поиграем в игру «Ручеёк». Это старинная игра-обряд, которая символизировала желание крестьянина, на дружное таяние снега, чтобы поля быстрее освободились, и можно было сеять зерно.

Игра «Ручеёк».

Описание игры. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.

Учитель. Наступление весны в первую очередь ассоциировалось с прилётом птиц. Приходится этот праздник на 22 марта – день весеннего равноденствия. Его ещё называют Сороки - день памяти сорока мучеников Севастийских. Существовал обычай выпекать в этот день «жаворонков» - домашнее печенье в виде птичек. Прикрепляли «жаворонков» на шесты и выходили во двор, в поле, закликая птиц и выкрикивая песенки-заклички.

Дети исполняют закличку «Ой кулики-жаворонушки».

Учитель. Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля – православное Благовещение. Был такой обычай в этот праздник отпускать на волю птиц в память о той радостной вести, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя. Вспомним строки А.Пушкина.

В чужбине свято соблюдаем
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаем
При светлом празднике весны.

Игра «Скворцы и кошка».

Описание игры. Несколько детей – «скворцы» (на всех надеть соответствующие шапочки). Остальные берутся за руки и образуют кружки-«скворечники». В каждом размещаются по 2 «скворца», «кошка» находится в стороне. Под музыку «скворцы» летают. Музыка закончилась – появляется «кошка» и пытается поймать «скворцов». Кто не успел спрятаться в «скворечнике» - становится добычей «кошки» и выбывает из игры.

Учитель. Вообще весну встречали как долгожданную гостью. В песнях часто встречаются ласковые слова: ключики, летечко, бороздочка, колосочек, пчёлынька.

С древних времён существовало поверие, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся. На Руси целебным, наделённым особой силой деревом считалась верба (учитель показывает веточки вербы). Ведь цвести оно начинало раньше других деревьев. Был такой обычай в старину – веточками вербы выгонять скот в первый день после зимовки на поля. Распускание вербы означало скорое наступление Пасхи – главного христианского праздника, окончания Великого поста. Этот праздник отмечают по лунному календарю и приходится он всегда на разное время, но всегда в апреле.

Демонстрация репродукций

Весна связана со светлыми ожиданиями и надеждами.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А.Майков)

Пасха имеет свои приметы – куличи, творожную пасху и крашеные пасхальные яйца. На Пасху всем разрешалось звонить в колокола. Вот здесь начиналось настоящее народное веселье. Обычно к этому сроку земля очищается от снега, и народные гуляния происходят на открытом воздухе.
Народного праздника Пасхи в старину не бывало без качелей. Качели делали заранее, качались все желающие и стар и млад. Женщины пели свои песни, раскачиваясь в такт.

«Поле чистое» (качельная).

Часто девушки качаясь, распевали частушки. Давайте споём такие частушки, повеселим сами себя и потешим друзей.

Желающие исполняют частушки (учитель раздаёт листочки с частушками).

Пасхальные частушки

Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет
Червонное яйко катает?

На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!

На святой неделюшке
Повелили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!

Строились и карусели – тоже символ солнца, чем быстрее кружится карусель – тем ярче светит солнце. Игра «Заря-заряница» - символизирует этот образ.

Игра «Заря-заряница».

Описание игры. Выбираются 2 водящих. И водящие и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:

Заря-заряница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Учитель. И наконец, наступает время для хороводов. На улице уже чисто, появляется первая трава – одно удовольствие водить весёлый хоровод и играть в игры, многие из которых связаны с темой посева. Сколько было красоты и изящества в этих хороводах, сколько выдумки и безудержного веселья в играх! Песни, без которых не бывает хоровода действительно «играли».

Дети исполняют игру- хоровод «Ай на горе мы пиво варили».

Учитель. Послушаем ещё одну народную песню в исполнении народных певцов - весенняя хороводная. Ещё раз обратите внимание на особенности интонаций, подачу звука, ритм, на форму песен.

«А мы просо сеяли».

Учитель. Обратили внимание на то, что ноги сами просятся выполнять действия в такт песне? Давайте сейчас этим и займёмся, но обращаю ваше внимание, что действий в нашей игре будет больше, ведь мы говорили, что песни передавались из поколения в поколение и естественно изменялись и дополнялись. Прислушивайтесь к нашим ведущим и выполняйте за ними все движения.

Игра «А мы просо сеяли».

Учитель. Теперь вспомним, что композиторы тоже внимательно вслушивались в народные песни и перекладывали их, обрабатывали по-своему – аранжировали. Предлагаю вашему вниманию ещё раз послушать эту песню, но в обработке русского композитора Н.Римского-Корсакова, которую он сделал для оперы «Снегурочка».

Звучит хор «А мы просо сеяли» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова.

Повторение изученного на уроке

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
Какому времени года был посвящён урок?
Как назывались песни, которыми народ призывал весну?
В какие игры мы сегодня играли и что они символизируют?
Какой главный христианский праздник приходится на середину весны?
После какого праздника начинали водить хороводы?
Какой композитор занимался изучением и переработкой русских народных песен?

Домашнее задание
Запишите в тетради последовательность весенних праздников.
Нарисуйте весенний пейзаж или один из характерных эпизодов народных весенних праздников.
Сочинить синквейны на слова: Благовещение, Пасха, весна, жаворонок, хоровод.
 


Государственные символы Российской Федерации 

Цели урока:
совершенствовать представление учащихся о государственных символах РФ;
воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
развивать положительные качества личности;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
создать торжественную атмосферу в классе.

Музыкальный материал (слушание и исполнение):

1. Вход в класс и выход из класса: «Преображенский марш Петра Великого» – автор неизвестен.
2. Фанфары.
3. Бой кремлёвских курантов.
4. Песня о Кандалакше.
5. Гимн России – музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова.

Наглядный материал:
символика России:
Государственный флаг,
Государственный герб,
Государственный гимн,
карта России;
фотоиллюстрация Красной площади;
видеоролик с видами Москвы.

Оборудование: фортепиано, компьютер, интерактивная доска.

ХОД УРОКА:

1. Вход в класс под музыку: «Преображенский марш Петра Великого».

2. Оргмомент – перекличка.

3. Вводная беседа: разговор с учащимися о летних встречах с музыкой.

4. Работа по теме урока

Звучат фанфары.

– Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.
– Как называлось наше государство в различные исторические периоды? (Русь, Российская империя, СССР, Россия, Российская Федерация)

Карта территории РФ.

Красная площадь, виды Москвы.

– Как и другие государства мира, Россия имеет свои государственные символы.
– Что такое государственные символы? (Государственные символы – выражение идей государства с помощью условных знаков или предметов, т.е. символов.)
– Что относится к государственным символам? (К государственным символам относятся: флаг, герб, гимн.)

а) Государственный флаг РФ:

Флаг имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга, было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войска называлась стягом.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – «острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги, – древко, полотнище и навершие. Чаще всего стяги были красного цвета – червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» («священные знаки»)
В наши дни флаг РФ имеет трёхцветное полотнище: Белый, синий, красный.

– Кто знает, что символизируют цвета флага?
Белый цвет – означает мир и чистоту совести
Синий – небо, верность и правду
Красный – огонь и отвагу


И в давние времена, и сейчас цвету придается особый смысл:
Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей – красный цвет.

б) Государственный герб РФ.

Герб – изображение щита со знаками, присвоенными государству, городу, знатной семье и т.д.
– Кто знает, что изображено на гербе нашей страны?
В законе о государственном гербе нашей страны написано: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти). В левой – держава (царское яблоко, золотой шар с крестом наверху). На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь дракона, также обращенного влево».

Фонограмма песни «Кандалакша».

– У нашего города тоже есть свой герб, который был принят 22 октября 1971 года. Старинный шрифт, которым написано название города, указывает, что Кандалакша – одно из первых поселений на Кольской земле. Поле щита разделено на две части: верхняя, большая, красного цвета, посвящена городской промышленности. Нижняя - синего цвета, с силуэтом летящей птицы, указывает на заповедник близ города.

в) Государственный гимн РФ.

Слушание гимна.

– Помимо герба и флага, высшим символом государства является гимн. Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества.
Гимн (от греческого hymnos – торжественная песнь) – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию.
Ныне они «разветвились» на: религиозные, государственные, военные, революционные и партийные.



Государственный гимн исполняется:

– при вступлении в должность Президента, руководителей органов власти субъектов Федерации;
– при открытии и закрытии заседаний Федерального Собрания;
– во время официальной церемонии подъема Государственного флага и других официальных церемоний;
– во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств;
– во время проведения воинских ритуалов.

Государственный гимн может исполняться:

– при открытии памятников и памятных знаков;
– при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам;
– во время иных торжественных мероприятий.

Исполнение:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

музыка А.В. Александрова
слова С.В.Михалкова

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

– Государственный гимн транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями: ежедневно – перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа по местному времени; в новогоднюю ночь – после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени.
При официальном исполнении государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае, если исполнение гимна России сопровождается поднятием Государственного флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом. Надругательство над государственными символами квалифицируется как уголовное преступление. Неуважительное отношение к ним (например, нанесение циничных надписей или рисунков, срывание флага или герба, их сжигание и т.п.) посягает на авторитет и достоинство Российского государства в целом. Ответственность несет гражданин, достигший 14 лет. За лиц, не достигших этого возраста, уголовную ответственность несут их родители.

5. Итог

– Что такое государственные символы?
– Каково предназначение государственных символов РФ?
– Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
– Таким образом, государственные символы Российской Федерации: флаг, герб, гимн являются официальными символами государственной власти, выражающие идеи единства и суверенитета государства. Описание и порядок их использования определяется Федеральным Конституционным Законом.

6. Домашнее задание: Повторить текст гимна.

7. Выход из класса под музыку: «Преображенский марш Петра Великого»